Русский язык
Контроль за уровнем достижений учащихся по родному языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Контрольное списывание, как и диктант, — способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формированяе навыка письменной речи; умения понимать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Тестовые задания — динамичная форма проверки, направленная на установление уровня, сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
— нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
— неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
— отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
— наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
— существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
— отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
— употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
— отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
— отсутствие «красной» строки;
— неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
— незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
Нормы оценок за контрольные работы по русскому языку соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.
Чтение и читательская деятельность
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития
сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых—четвертых классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от 10—15% в первом классе до 80—85% в четвертом классе).
Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:
— в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25—30 слов в минуту (на конец года); понимание значения отдельных слов и предложений;
—во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45—50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
— в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65—70 слов в минуту (вслух) и 85—90 слов в минуту (про себя); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;
— в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе
80—90 слов в минуту (вслух) и 115—120 слов в минуту (про себя); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и неподготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
— искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
— неправильная постановка ударений (более 2);
— чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
— непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
— неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
— неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
— нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
— нетвердое знание наизусть подготовленного текста-
— монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
— не более двух неправильных ударений;
— отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
— осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
— неточности при формулировке основной мысли произведения; .
— нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Нормы оценок по чтению и читательской деятельности соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.
Математика
Оценивание письменных работ
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
— незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
— неправильный выбор действий, операций;
— неверные вычисления в случае, когда цель задания—проверка вычислительных умений и навыков;
— пропуск части математических выкладок, действий, операции, существенно влияющих на получение правильного ответа;
— несоответствие пояснительного текста, ответа задания наименования величин выполненным действиям и полученным результатам; -
— несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Недочеты:
— неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
— ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
— неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
— наличие записи действий;
— отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
Оценивание устных ответов
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность самостоятельность, полнота.
Ошибки:
— неправильный ответ на поставленный вопрос;
— неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
— при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
— неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
— при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
— неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
— медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
— неправильное произношение математических терминов.
Нормы оценок за контрольные работы соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.
Окружающий мир (естествознание и обществознание)
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля — проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников,
применять комплексные знания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
— неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
— нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
— неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
— ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
— незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
— отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
— ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
— неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
— преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
— неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
— отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату; •
— неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
— неточности при нахождении объекта на карте. |